Кто нарисовал этот портрет? И это ведь Екатерина 2, верно? Ученик. 1 год назад.
Изобличая» неправедность самозванца, Пушкин, тем не менее, не противопоставляет ей «разумную» власть монарха. Екатерина Вторая дана в « Капитанской дочке» слишком традиционно, «культурно» – она словно «срисована» с известных описаний. Шкловский даже пишет по этому поводу: «Он дает Екатерину по портрету Боровиковского. Портрет относится к 1. На портрете Екатерина изображена в утреннем летнем платье, в ночном чепце; около ее ног – собака; за Екатериной – деревья и памятник Румянцеву.
Лицо императрицы полно и румяно» . Практически такие же характеристики дает Пушкин Екатерине в «Капитанской дочке» . Говорит ли это о том, что Пушкин не хотел изобразить точный портрет императрицы, показать свое отношение к ее личности? Может быть, он считал ее такой же самозванкой, как и Пугачев? Ведь и Екатерина узурпировала власть, так сказать, террористическим путем, значит, «контрмера» – бунт – была неминуема?
Преступление влечет за собой преступление, безбожная власть «заряжена» бунтом изначально. В пятой главе « Капитанской дочке » дается характеристика семьи Гриневых. Шкловский предполагает, что «… эта семья опального дворянина, не принявшего участия в возведении Екатерины Второй на престол. Таким образом, получается, что Петр Гринев, в некотором роде, свободен от преданности Екатерине, но, даже не смотря на дружественные отношения с Пугачевым, Гринев всегда помнит о своем долге офицера государства Российского. Бунт поддерживал весь «черный» народ, некоторые низшие чины. Но дворянство не склонилось на сторону бунтовщиков. Офицеры были преданы императрице и не присягали самозванцу.
Когда Пугачев берет Белогорскую крепость, он спрашивает коменданта: «Как ты смел, противиться мне, своему государю?» . Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» . Выходит, что в «Капитанской дочке» представлена борьба двух «самозванцев» – Пугачева и Екатерины! Читатель волен, догадаться, что имеет в виду Пушкин, предъявляя читателю «официальную версию» законной правительницы. Образ Екатерины в «Капитанской дочке» – это именно «парсуна» , портрет кисти придворного живописца. Не потому ли он «пародирован» с такой узнаваемой, обезоруживающей точностью?
Пугачева на власть «помазал» доведенный до крайности народ. Екатерину – обманутое, замороченное условностями дворянство. Там – голод, здесь – честь. Одно другого стоит.
ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ Наука и жизнь"ДЕЙСТВОВАТЬ НУЖНО НЕ СПЕША, С ОСТОРОЖНОСТЬЮ И С РАССУДКОМ"Эрмитаж, прославившийся своими богатейшими коллекциями, построен во времена правления Екатерины II. Фото Н. Рахманова. Молодая Екатерина - еще великая княгиня. Портрет художника П. Ротари. Около 1. 76. Статс- секретарь императрицы А. В. Храповицкий, оставивший любопытные записки о ее царствовании.
Художник Д. Г. Левицкий. В 1. 78. 2 году в Санкт- Петербурге был открыт памятник Петру I - творение великого Фальконе. Фото Н. Рахманова. Портрет Г. Р. Державина, воспевшего царствование Екатерины Великой. Художник В. Л. Боровиковский.
Вторая половина XVIII века. Взятие Очакова. Гравюра XVIII века.
Штурм Измаила. Гравюра XVIII века. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Князь Григорий Александрович Потемкин- Таврический. Генерал- аншеф граф Алексей Григорьевич Орлов- Чесменский. Генерал- фельдмаршал граф Петр Александрович Румянцев- Задунайский. Князь Александр Андреевич Безбородко.
Любимый внук Екатерины II великий князь Александр Павлович. Художник Д. Г. Левицкий. Великая княжна Александра Павловна. Художник В. Л. Боровиковский.
Портрет Екатерины II в дорожном костюме написан в 1. Потемкина М. Шибановым. Екатерина II в Царскосельском парке на фоне Чесменской колонны, воздвигнутой в честь победы русского флота. В. Л. Боровиковский. Особая тема - личность Екатерины II, ее характер, внешность, манера общения с окружающими. О своей внешности сама она писала так: "Говоря по правде, я никогда не считала себя очень красивой, но я нравилась - и думаю, что это- то и было моей силой". Когда Екатерине исполнилось восемнадцать, придворные дамы все чаще стали говорить, что она с каждым днем хорошеет, и Екатерина, "дольше прежнего" вглядываясь в бесстрастное зеркало, не без самолюбования признает: "Я была высока ростом и очень хорошо сложена; следовало быть немного полнее: я была довольно худа <..> волосы мои были великолепного каштанового цвета, очень густые и хорошо лежали".
Пожалуй, наиболее достоверный портрет Екатерины II оставил английский посол в России лорд Бёкингхэмшир. В заметках, относящихся к 1. Ее императорское величество ни мала, ни высока ростом; вид у нее величественный, и в ней чувствуется смешение достоинства и непринужденности, с первого же раза вызывающее в людях уважение к ней и дающее им чувствовать себя с нею свободно <..> она никогда не была красавицей. Черты ее лица далеко не так тонки и правильны, чтобы могли составить то, что считается истинной красотой; но прекрасный цвет лица, живые и умные глаза, приятно очерченный рот и роскошные, блестящие каштановые волосы создают, в общем, такую наружность, к которой очень немного лет назад мужчина не мог бы отнестись равнодушно <..> Она была, да и теперь остается тем, что часто нравится и привязывает к себе более, чем красота.
Портрет Екатерины II Ивана Аргунова 1762 года. Портрет Екатерины II в молодости Антуана Пэна. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны Луи Каравака 1745 года..
В этой галерее представлены портреты русских монархов, выполненные известными художниками прошлого. Портрет Екатерины II.
Сложена она чрезвычайно хорошо; шея и руки замечательно красивы, и все члены сформированы так изящно, что к ней одинаково подходит как женский, так и мужской костюм. Глаза у нее голубые, и живость их смягчена томностью взора, в котором много чувствительности, но нет вялости <..> Трудно поверить, как искусно ездит она верхом, правя лошадьми - и даже горячими лошадьми - с ловкостью и смелостью грума. Она превосходно танцует, изящно исполняя серьезные и легкие танцы. По- французски она выражается с изяществом, и меня уверяют, что и по- русски она говорит так же правильно, как и на родном ей немецком языке, причем обладает и критическим знанием обоих языков. Говорит она свободно и рассуждает точно". Екатерина II оставила после себя множество автобиографических зарисовок - шутливых. Среди них и сочиненная ею во время веселых и шумных празднеств.
Александра эпитафия самой себе (1. Здесь лежит Екатерина Вторая <..> Вступив на Российский престол, она. Она легко прощала и не питала ни к кому ненависти. Пощадливая, обходительная.
Работа ей легко давалась. Она любила искусства и быть на людях". А вот уже вполне серьезный взгляд Екатерины на себя: "По природе снисходительная, я без труда привлекала к себе доверие всех, имевших со мною дело, потому что всякий чувствовал, что побуждениями, которым я охотнее всего следовала, были самая строгая честность и добрая воля. Я осмелюсь утверждать относительно себя, если только мне будет позволено употребить это выражение, что я была честным и благородным рыцарем, с умом несравненно более мужским, нежели женским <..> в соединении с мужским умом и характером во мне находили все приятные качества женщины, достойной любви". Весьма важная для правителя огромной империи черта. В обширной переписке с близкими по духу людьми Екатерина II не раз выказывает и на деле демонстрирует готовность воспользоваться для "общего блага" знаниями и умением более сведущих людей без всякого ущемления своего "я": "Я всегда чувствовала большую склонность быть под руководством людей, знающих дело лучше моего, лишь бы только они не заставляли меня подозревать с их стороны притязательность и желание овладеть мною: в таком случае я бегу от них без оглядки".
ПОРТРЕТ СЕНАТОРА. ЕКАТЕРИНА II – ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ Еще при жизни Екатерина II была названа Великой, и этот почетный титул. Виргилиус Эриксен. Портрет Екатерины II перед зеркалом. Между 1762-1764 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Портреты Екатерины Великой писали неоднократно. Портрет Екатерины II 1783 года открывал серию изображений кавалеров этого ордена. 1763. Холст, масло 155,5 х 139. Коронационный портрет Екатерины II (1729 –1796) соединяет в себе традиции парадного императорского портрета.
Она без всякого притворства и расчетливости превозносила личные достоинства заслуживающего похвал человека, не считаясь при этом с неизбежными пересудами. Так, характеризуя Г.
А. Потемкина, имевшего тучу врагов, Екатерина прежде всего отмечает "его смелый ум, смелую душу, смелое сердце", он, подводит итог императрица, - "великий человек". О другом своем фаворите, Г. Г. Орлове, она говорила: "Гений его был очень обширен", "умел колебать умы, а его ум не колебался никогда".
И таких примеров можно привести множество. Екатерине II присущи и столь необходимые для верховного правителя качества, как твердость, решительность, мужество. Это дало основание близко знавшим ее современникам называть императрицу "непоколебимою". И тем не менее, управляя сложным государственным механизмом, Екатерина оставалась весьма гибким политиком, отнюдь не на словах демонстрируя обстоятельную взвешенность при выборе того или иного подхода: "Действовать нужно не спеша, с осторожностью и с рассудком". Она с полным основанием относила себя "к таким людям, которые любят всему знать причину", и в соответствии с этим старалась принимать адекватные конкретной ситуации решения. Но, несмотря на природную гибкость ума, Екатерина II, как она сама признавалась, "умела быть упрямою или твердою (как угодно), когда это было нужно", но "никогда не была злопамятна <..> Во всех случаях человеколюбие и снисхождение к человеческой природе предпочитала я правилам строгости". Внешняя политика Екатерины (этой темы мы не касаемся в данной статье) в рамках этических норм своего времени была последовательной и честной.
Но при этом надо помнить и о публичном заявлении Екатерины II, как бы подводившем итог проводимому ею внешнеполитическому курсу - никто и никогда не сомневался в самостоятельности принимаемых императрицей решений: "В это столетие Россия не понесла убытков ни от какой войны и не позволит управлять собою". Письма Екатерины иностранным корреспондентам содержат подробные описания ее занятий, образа жизни, интересов. Хозяйке модного парижского литературного салона г- же Жоффрен она, например, пишет: "В те дни, когда меня менее беспокоят, я чувствую более чем когда- либо рвение к труду. Я поставила себе за правило начинать всегда с самого трудного, тягостного, с самых сухих предметов; а когда это кончено, остальное кажется мне легким и приятным; это я называю приберегать себе удовольствие.
Я встаю аккуратно в 6 часов утра, читаю и пишу до 8- ми, потом приходят мне читать разные дела; всякий, кому нужно говорить со мною, входит поочередно, один за другим; так продолжается до 1. По воскресеньям и праздникам иду к обедне; в другие же дни выхожу в приемную залу, где обыкновенно дожидается меня множество людей.
Поговорив полчаса или 3/4 часа, я сажусь за стол; по выходе из- за стола, является Бецкой наставлять меня; он берет книгу, а я свою работу". Иван Иванович Бецкой, внебрачный сын фельдмаршала князя И.
Ю. Трубецкого, президент Академии художеств в Петербурге. Он пользовался полным доверием императрицы, был штатным ее чтецом.
Под "работой" имеется в виду вязание, которое, как она пишет, "дозволяет думать совсем о другом и не раздражает".) "Чтение наше, - продолжает Екатерина, - если его не прерывают пакеты с письмами и другие помехи, длится до 5 часов с половиною; тогда или я еду в театр, или играю, или болтаю с кем случится до ужина, который кончается прежде 1. О своей полной погруженности в работу пишет она и г- же Бьельке, близкой подруге своей матери, в Гамбург: "Я от природы люблю суетиться, и чем более тружусь, тем бываю веселее".
Прежде всего - это дела по управлению ее "маленьким хозяйством", как она называла свою государственную деятельность. Во время русско- турецкой войны 1. Я с некоторых пор, - пишет она другу литератору Гримму, - работаю, как лошадь, и мне мало моих четырех секретарей: я вынуждена увеличить их число".
По мнению позднейших ее биографов, "восприимчивостью и трудолюбием она превосходила многих великих деятелей в истории всех времен". Привычка сделала с нами то, - писала она, - что мы отдыхаем, только когда голова уже окончательно на подушке, и тут еще во сне приходит на мысль все, что надо было бы сказать, написать или сделать". Желания Екатерины были скромными, хотя и определяли многое, если не все в ее жизни: "Здоровье прежде всего; затем удача; потом радость; наконец, ничем никому не быть обязанной". Современники отмечали, что "она была проста в домашней жизни", отличалась чрезвычайной умеренностью в пище и питье. Но вместе с тем баснословная пышность русского двора при Екатерине изумляла иностранцев немыслимым соединением азиатской роскоши с европейской утонченностью. То, что Екатерина II - мудрая правительница, признавали даже ее закоренелые. Правда, В. О. Ключевский оценивал ее ум достаточно критически.
Это не была самая яркая черта характера Екатерины: она не поражала ни глубиной. У нее был ум не особенно тонкий и глубокий.
Екатерина умела быть умна кстати и в меру".